О туристических путешествиях нашего земляка Антона Горбунова и его единомышленников по изучению родного сибирского края, его истории в нашей газете сообщалось уже не раз. Вот и в конце июня 2014 года во время летнего отпуска он в группе тулунских любителей экстремального туризма на квадрациклах совершил свою очередную экспедицию в верховья Восточных Саян. А целью этой экспедиции была проверка возможности покорения труднодоступного маршрута к Пиковому озеру, расположенному на юге Тулунского района недалеко от границы с Бурятией, на квадрациклах.
-Я несколько раз слышал из уст тулунских охотников – таежников историю о падении в 1995 году вертолета МИ-2 в районе Ярменских озер. Владели такой информацией и мои товарищи, с которыми ранее ходил в экспедицию. Как то во время планирования очередного туристического маршрута сошлись в мысли – пройти на квадрациклах к месту этого авиакрушения,- рассказал по возвращении с экспедиции Антон.- В Интернете об этом трагическом происшествии имеется довольно скупая официальная информация. В частности, говорится, что «…при выполнении разведки очагов лесных пожаров над таежным массивом, при взлете с выбранной площадки, в горной местности в верховьях реки Кирей, расположенной на высоте 1500 метров, в процессе набора скорости произошла просадка вертолета над водной поверхностью и столкновение его рулевым винтом с каменным берегом озера, что привело к последующему неуправляемому вращению машины. Экипаж и пассажиры (трое десантников – пожарных) покинули вертолет через заднюю дверь.
Один десантник после покидания вертолета утонул».
И далее приводится тип вертолета, дата выпуска, регистрационный и заводской номера, а также принадлежность его к Нижнеудинскому авиаотряду. Происшествие датировано 19 августом 1995 года.
И вот, спустя почти 19 лет после этого трагического случая, наша группа приняла решение добраться до этого места на квадрациклах. Экспедиция подобралась по численному составу немалая – одиннадцать человек: Андрей Горюнов, Я, Дмитрий Капустин, Вадим Парубов, Сергей Безотечество, Дмитрий Пушкарев, Сергей Свинарев, Алексей Гладких, Дмитрий Комогорцев, Владимир Хан и Анатолий Говорин. Задействованную в продвижении технику представляли шесть квадрациклов, трехосный «Polaris» и вездеход «Хищник». Было решено добраться на этой технике до Пикового озера и найти вертолет, потерпевший крушение в отрогах Окинского хребта на юге Тулунского района в 1995 году. Некоторые таежники, встречающиеся нам в начале пути, скептически оценили возможности такого необычного перехода через горную, труднопроходимую местность. Но мы прошли этот маршрут, полностью выполнив поставленные цели.
У подножья вершины (2500 метров) Окинского хребта, на берегу наикрасивейшего Пикового озера обнаружили останки потерпевшего крушение вертолета. В скорбном молчании почтили память о погибшем десантнике-пожарном, а затем обследовали этот район. Если сказать, что местные пейзажи красивые, то это значит, ничего не сказать. Горное озеро, расположенное среди вершин Саянских гор, как в какой-то сказке, отражало в своей водной глади и голубое небо, и зеленое море тайги, и каменистые брега свои… Трудно сюда дойти, еще труднее расставаться с этими местами: так крепко притягивает к себе эта первозданная природная красота.