«МУСОРНАЯ РЕФОРМА» ШАГАЕТ ПО СТРАНЕ И ПРИДЁТ В КАЖДЫЙ ДОМ

С первого января 2019 года в России в завершающую стадию вступает важнейшая из реформ, связанных с охраной окружающей среды и благополучием человека. Нововведение властей в народе назвали «мусорной» реформой.

 

СКРЫТАЯ УГРОЗА

Отношение правительства к мусорной проблематике коренным образом изменилось в 2014 году, когда был принят закон «Об отходах производства и потребления», который утвердил новую систему сбора и утилизации отходов. Такой подход был обусловлен сложившейся в стране неблагополучной экологической ситуацией. По данным государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды РФ в 2015 году», уже тогда констатировали безвозвратную потерю семи процентов плодородных почв. По данным доклада, негативной, комплексной химической нагрузке в 2015 год уже подвергалось 89 миллионов россиян, а в 12 регионах страны повышенная смертность, в том числе от рака, объяснялась предельным содержанием в воздухе бенз(а)пирена и формальдегида.

Государство определило цель — как минимум в два раза сократить загрязнения. Иначе к середине века будущие поколения получат непригодную для нормального существования среду. Это подчеркнул и Владимир Путин на прошедшем в конце 2016 года заседании Госсовета по защите окружающей среды. Эта же тема прозвучала и в майских указах президента осенью 2017, уже в форме поручений — к 2024 году в стране должно быть обеспечено эффективное обращение с отходами.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ «МУСОРИТЬ» ПО-НОВОМУ?

С нововведением изменилась привычная в обиходе населения терминология, отражающая суть реформы. Так, твёрдые бытовые отходы (ТБО) стали отходами коммунальными — ТКО. Соответственно и услуга по вывозу мусора – услугой коммунальной. Такой же, как и привычные населению услуги — водоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение и другие.

Окончательно закрепил это положение Федеральный закон от 02.06.2016 № 175-ФЗ, внеся соответствующие изменения в Жилищный кодекс и ряд законодательных актов, включая Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»

Это означает, что услуга является обязательной для всех собственников, нанимателей, арендаторов, застройщиков и членов жилищных кооперативов, независимо от того, владеют (пользуются) ли они жилыми помещениями в многоквартирных домах или частными домовладениями.

В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО на оказание услуг.

У собственников многоквартирных домов в квитанциях появится отдельная графа по оплате «за вывоз мусора». Изменения коснулись и принципиального подхода к расчётам графы за новую коммунальную услугу. Пока жители иркутской области платят определенную сумму с квадратного метра своего жилья и «мусорная» деньга скрыта в платежке УК. С 1 января 2019 года основным критерием расчета станет количество человек, проживающих в квартире. На каждого будет начисляться «мусорный» тариф и суммироваться.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР  — ЛОКОМОТИВ РЕФОРМЫ

«Мусорная» реформа принципиально перестроит алгоритм сбора и утилизации ТКО. Основная идея проста: отходы производит каждый человек — и платить за него должны все.

Главным действующим лицом реформы стали выбранные на конкурсной основе региональные операторы, которые и будут отвечать за весь цикл «жизни» мусора — от контейнера до полигона. В зоне их ответственности и интересов не только работа по сортировке и захоронению отходов ТКО, но и строительство сортировочных пунктов, перерабатывающих заводов, а также разработка технологий, призванных максимально уменьшить объёмы для захоронения и увеличить объём отходов для возможного вторичного использования. «Мусорная» доля «вторички», по мнению специалистов, может достигать 40-50% от общего объёма всех отходов производства и потребления.

В зоне ответственности региональных операторов и ликвидация стихийных свалок на своей территории Иркутской области. Регоператор должен будет либо найти хозяина мусора и заставить убрать за собой, либо ликвидировать стихийную свалку самостоятельно с издержками по возмещению понесённых затрат с собственника земельного участка в будущем.

Территориальная схема Иркутской области по обращению с отходами делит область на две зоны: Зона – юг и Зона – север. Схема даёт возможность региональным операторам создавать собственные схемы по обращению с отходами от сбора и хранения до сортировки и окончательной утилизации.

«МУСОРНЫЙ» ТАРИФ – ДЕЛО “ТОНКОЕ” И НЕБЛАГОДАРНОЕ

«Мусорная» реформа подразумевает полную «перезагрузку» системы работы с отходами. Необходимо посчитать весь мусор, объемы его образования и источники, определить, куда он вывозится. С учетом этого в Иркутской области разработана территориальная схема обращения с отходами и выбран региональный оператор.

Следующий этап — развитие инфраструктуры, создание современных мощностей по сортировке и переработке отходов. Главная идея — рециклинг: минимум мусора закапываем, максимум повторно используем.

Новые подходы государства к сохранению окружающей среды в сфере обращения с ТКО требуют и дополнительных затрат на реализацию задуманного. Система работы регионального оператора включает в себя полный цикл обращения ТКО: сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, сортировку, обезвреживание и захоронение. Соответственно, все это должно быть включено в тариф. Кроме этого, в тариф будет включён установленный государством отдельный экологический сбор — плата за воздействие на окружающую среду. И, конечно же, НДС. Он увеличит сумму платежа за новую коммунальную услугу ещё на 18%.

Установить размер платы за новую коммунальную услугу региональный оператор не вправе. Исключительными полномочиями по расчётам тарифа на «мусор» обладает госорган — Служба по тарифам Иркутской области. Нормативы накопления твёрдых коммунальных отходов определяются в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 4.04.2016 г. № 269 «Об определении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов».

Для определения нормативов органы государственной власти обязаны будут сделать замеры фактически образующихся на территории объёмов мусора и, исходя из них, сделать расчёт. Установленный тариф на оплату новой для населения коммунальной услуги утверждается приказом государственного органа и доводится до населения через местные СМИ. Наиболее вероятные сроки утверждения «мусорного» тарифа – ноябрь 2018 года.

ПРИРОДНЫЕ ПЕЙЗАЖИ МОГУТ ЗАМЕНИТЬ МУСОРНЫЕ

Во что выльется «мусорная» реформа на практике, мы с вами увидим уже в обозримом будущем. Конечно, от работы региональных операторов будет зависеть очень многое, но не меньше будет зависеть и от населения и власти на местах.

Одной из главных проблем, о которую неминуемо споткнётся реформа, это даже не отсутствие мусороперерабатывающих комплексов, инновационных технологий и инфраструктуры в целом, которая не создавалась десятилетиями, а низкая экологическая культура населения.  По мнению иркутского эколога Александра Куклина, Сама идея селективного (раздельного) сбора мусора, являющаяся концептуальной идеей «мусорной» реформы, неотрывно связана с уровнем экологического образования населения. А это уже вопросы, решение которых требует не только времени и финансов, но консолидированных усилий государства и всего общества в целом.

Россия взяла твердый курс на движение в направлении формирования современной экологически чистой культуры обращения с отходами. В противном случае нам не сохранить ни здоровье будущих поколений, ни привычный для нас окружающий мир, природные ландшафты которого с каждым годом всё больше сменяются на мусорные.

                                                                                                  Сергей Озерский

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика