У нашего города большая история и культура, которыми мы по достоинству гордимся, но, все – таки, главное его богатство – это люди: интересные, талантливые и увлеченные. И сегодня мы хотим поближе познакомиться с одним из них, вернее, рассказать об одном интересном увлечении нашего земляка.
Гладун Сергей Афанасьевич. Этого человека в нашем городе знают многие. Директор муниципального предприятия «Агропромэнерго», депутат Думы города пятого созыва, более пятнадцати лет руководит военно – спортивным клубом «Патриот», в котором мальчишки и девчонки занимаются армейским рукопашным боем, его воспитанники с большим успехом представляют наш город на областном и всероссийском уровнях, вырастил и воспитал Чемпиона мира по рукопашному бою. Но только самые близкие люди знают о его еще одном увлечении – коллекционировании камней и минералов.Об этом увлечении мы сегодня и поведем разговор.
Много лет назад, один из друзей семьи, подарил Сергею Афанасьевичу чароит. Этот камень знаменит не только своим потрясающим цветом, который минералоги описывают как смешение сиреневого, фиолетового, лавандового и лилового. Он знаменит еще и тем, что единственное в мире его месторождение находится на стыке Якутии и Иркутской области, в районе Байкало – Амурской магистрали, в долине реки Чара и более негде в мире добыча этого минерала не осуществляется. Естественно, захотелось узнать о чароите больше, стали покупать книги о камнях и минералах.
И, как говориться, захватило.
Сегодня, по сути, это уже не просто коллекция, а небольшой музей минералов. Здесь есть аметисты и опалы, гранаты и агаты, амазонит и раухтопаз, берилл и гематит, янтарь и лунный камень… Всего более пятисот наименований. И о каждом из них Сергей Афанасьевич может говорить долго и с упоением. Он расскажет, где добывается тот или иной минерал и легенды связанные с ним, как его свойства применяются в народной медицине и даже в какой художественной литературе есть о нем упоминания.Как и у любого человека, у Сергея Афанасьевича есть свои пристрастия – это нефрит, камень суровых Саянских гор. Его месторождения так же имеются в Канаде, США, Новой Зеландии, Китае, Австралии, Польше, Мексике, Турции Зимбабве. В нашей стране они сосредоточены в Восточных и Западных Саянах и на Урале. Свое название он получил от греческого слова «нефрос», что означает «почка». Действительно, небольшие по размеру галечки нефрита напоминают по форме почки. Это исключительно прочный камень. Чтобы раздавить нефритовый образец, необходимо усилие до 7 – 10 тонн на квадратный сантиметр, для этой цели граниту требуется 1 – 2,5 тонны, а стали – 4 – 5 тонн. Рассказывают, что один ушлый иркутский купец сколотил себе приличное состояние на этой особенности нефрита. Выставил сравнительно небольшой валун нефрита, несколько кувалд и сотенную бумажку. За удар – гривенник, расколотил образец – ассигнация твоя, нет – пытай удачу за гривенник снова. Желающих показать свою удаль – хоть отбавляй, в итоге – по гривенничку и сколотил состояньице. А образец так целехоньким и остался.
В древности нефрит ценился выше золота, он считался священным камнем и символом власти. Чтобы понять, насколько высоко ценили этот камень в Мексике, достаточно отметить, что правитель ацтеков Монтесума после первой встречи с испанским конкистадором Кортесом якобы сказал своим советникам: «Слава всевышнему, им нужно только золото и серебро, о нефрите они ничего не знают.». В Древнем Китае еще в двенадцатом веке до нашей эры нефрит исполнял роль денег и служил в качестве грузиков при взвешивании благородных металлов. Он считался камнем Неба и Земли, Мудрости и Вечности. Многие столетия он ценился в Китае выше золота. Например, на спортивных соревнованиях участник, завоевавший третье место, награждался скипетром из слоновой кости, второе – удостаивался золотого, а победитель получал скипетр из нефрита. «Золото имеет цену, нефрит же бесценен», — гласит старинная китайская пословица. Не меньше, чем в станах Азии ценился этот камень и в Европе, символизируя честность, добросовестность, порядочность и храбрость. И как писал великий Бируни, тюрки широко применяли его в лечении различных недугов. Употребляли его для предотвращения болезней желудка, когда они ели тяжелую пищу. Тщательно промолотый нефрит смешивали с водой и употребляли как лекарство против астмы и бессонницы. С нефритом связывали и некоторые мистические обряды, приписывая ему особую силу при вступлении в загробный мир. Надгробие Тамерлана в г. Самарканде сделано из нефрита, со страшной надписью арабской вязью – «Здесь покоится злобный воинственный дух хромого Тимура, и тот, кто вскроет ее, погибнет в войне».
Ценится этот камень и в наше время и не только из – за возможности изготовления из него стильных украшений. Его используют в медицине. Нефрит обладает поистине бесценными свойствами, он содержит такие необходимые для организма человека элементы, как селен, цинк, никель, кобальт, марганец, кальций, магний и еще более 30 микроэлементов, обладающих целебными свойствами для человека. Целебные качества этого камня во многих странах используются для массажа лица и тела – применяют небольшие нефритовые шарики. Пластинки из нефрита помогают избавиться от боли в ушах, растяжениях и ревматизме, для этого к больному месту необходимо приложить нефритовую пластинку. Современные медики – литотерапевты (от греческого слова «литос» — камень) говорят о том, что нефрит способствует улучшению кровообращения и лимфооттока, улучшает обмен веществ, укрепляет иммунитет.
В коллекции есть необычайно красивый образец бирюзы. Это особый камень – ювелиры считают его «живым». Так как в зависимости от освещенности, влажности воздуха он легко может «заболеть», приобретая зеленоватый оттенок, и даже «умереть» — побледнеть и потускнеть.
Обращает на себя и антимонит – образец с месторождения Ишинокава (остров Сикоку в Японии). Это ажурные срастания хрупких, иглоподобных кристаллов, с сильным металлическим блеском – наподобие самурайских мечей. Эти рудники уже исчерпаны, и образцы сохранились только в музеях и частных коллекциях.
А это морион. Он интересен тем, что имеет свойства превращаться в более ценную ювелирную разновидность кварца – раухтопаз. Еще в шестнадцатом веке хитрые арабы обжигали его на кострах в глиняных горшочках, а предприимчивые уральские горняки запекали его в ржаном тесте. А затем, и те, и другие продавали его по более высоким ценам под видом раухтопаза.
Есть в коллекции и крокоит – очень редкий и красивый минерал, поскольку соединения свинца и хрома в природе почти никогда не встречаются.
Бесконечно долго можно глядеть и восхищаться волосатиками. Это кристаллы кварца «проросшие» иголочками другого минерала. Чаще всего это горный хрусталь или дымчатый кварц с тонкими волосками золотистого рутила. Их еще называют «Стрелы Амура» и «Волосы Венеры». Глядя на них, кажется, что в нутрии каждого из них «замурованы» длинные завитые локоны белокурых красавиц.
Удивительные картины можно увидеть и на агатах – моховых и пейзажных. В коллекции есть один очень редкий образец. Сама матушка – природа нарисовала на нем чудесный пейзаж. Темное грозовое небо, по которому плывут черные дождевые тучи и одинокое большое дерево, гнущееся под напором сильного ветра.
Здесь о каждом из экспонатов можно говорить бесконечно и не только о его практической полезности, но и красоте, тем более с таким увлеченным человеком, как Сергей Афанасьевич. Еще Мамин-Сибиряк писал: «Собиратели минералогических коллекций, в ряду других «любителей», вероятно, займут не последнее место. Прежде всего, коллекционерство — страсть, доходящая до слабости, как всякая страсть. Иногда два — три камня, подаренных совершенно невинному человеку каким-нибудь знакомым служат началом каменной болезни».
Это увлеченье Сергея Афанасьевича поддерживают все члены его семьи: жена, двое дочерей и сын. Которые так же, как и он, часами могут под лупу рассматривать понравившийся образец, с упоением читать связанные с ним легенды и истории, изучать его свойства.
И как говорит сам Сергей Афанасьевич, сбор коллекций камней требует определённых знаний и навыков во многих областях: в геологии, минералогии, методах поисков и обработки камня. Коллекционирование минералов, в отличие от любого вида собирательства, порождает желание самому найти и диагностировать образец для своей коллекции.
Чтобы пожелал Сергей Афанасьевич начинающим коллекционерам? Путешествуйте! И начните с берегов Байкала, откуда вы привезете десятки красивейших камней. И пусть они даже не будут представлять ценность в денежном эквиваленте, они подарят вам радость своей красотой и незабываемые часы и минуты их поисков.
Т.Бакурова