К ЮБИЛЕЮ ДХШ Что бы учить искусствам, надо самому в душе быть истинным художником.

Сибиряки испокон веков умели художественно обрабатывать различные природные материалы будь то глина, дерево или шкуры животных и всегда славились своим уникальным самобытным творчеством. Сохранение и возрождение традиций предков – крайне актуальная на сегодняшний день задача. На базе Детской художественной школы создано творческое объединение мастеров ремесленников «ИЯ», авторские работы которых основаны на прочных связях с традиционными промыслами. Практически все педагоги ДХШ являются членами ТОМ «ИЯ», создают удивительные произведения декоративно-прикладного искусства, передают свои знания и умения обучающимся.
Наиболее развитое и крайне популярное сегодня среди населения ремесло — резьба по дереву. Это исторически сложившийся вид декоративно-прикладного искусства приобретает все большее число почитателей. Извечное стремление человека к красоте и украшательству своих жилищ и предметов быта вылилось в удивительное умение создавать из кусочка дерева уникальное произведение искусства.
Один из мастеров этого направления — Яворский Николай Александрович — Заслуженный работник культуры РФ, директор Детской художественной школы, более двадцати лет возглавляющий данное учебное заведение. Почти столько же лет он занимается резьбой по дереву. Начиналось его творчество с более простого и традиционного вида резьбы — геометрической, а украшал ею в основном предметы для домашнего обихода. Первые работы мастера до настоящего времени не сохранились, но в фондах школы имеются работы выпускников ДХШ, его учеников – это резная кухонная утварь, оформленная геометрической резьбой. Из всех техник резьбы по дереву сам мастер отдаёт предпочтения объёмной резьбе. Она используется для создания объемных пластических форм, художественные особенности которых выявляются при рассмотрении их с разных сторон. В творческой копилке мастера имеются работы с мотивами, взятыми из растительного и животного мира, а так же абстрактные композиции.
Объемная резьба украшает одну из его первых работ — «Зеркало». Здесь весь резной рисунок достаточно декоративный и выполнен в классическом стиле создания скульптурных орнаментов русскими мастерами XVIII века. Мотивом обрамления является стилизованные элементы растительного мира и декоративных лент.

С трёх сторон зеркала расположены розетки, напоминающие цветы. К элементам классической резьбы относятся ленты, закрученные на кончиках в завитки, которые также дополняют композицию рамы. А также значительную часть работы занимают длинные стилизованные листья. Один из листиков, по задумке автора, нарушил общую строгость композиции изделия тем, что спустился из рамы на само зеркало.
Крайне реалистична выполненная из цельного кусочка деревянной пластины «Рябинка». Несмотря на то, что дерево довольно узнаваемо, мастер добавил в работу частичку своего воображения. Этакая изюминка прослеживается во многих его работах. Она заключается в том, что мастер довольно часто старается, чтобы какой-нибудь элемент композиции выходил за рамки работы. В данной работе только часть ветки помещена в формат небольшой рамы, а большая часть веточки находится за её пределами. С помощью такого продолжения мастер увеличил масштаб работы и создал ощущение свободы и пространства. Подобное решение читается и в работе, выполненной из сосновой доски под названием «Ветер». На ней сама рама не имеет нижнего левого угла и при этом за рамки выходит часть композиции, совсем малая, всего-то один листик. Таким образом, мастер не замыкает пространство, а опять же дает возможность зрителю додумать сюжет, почувствовать свободу и легкость композиции. Так же работе придают нотки свежести небольшие капельки росы на листиках.
В творческой копилке мастера есть и многоплановые композиции, например панно «Цветы». Мастер поэтапно вырезал обрамление, затем декоративный плоский орнамент напоминающий переплетение множества колец, плавно переходящих в ещё одну тонкую раму, которая подчеркивает центр композиции. По замыслу автора работа символизирует образ семьи и это подчеркивает компоновка букета. Здесь присутствует два больших раскрывшихся цветка и маленький бутон, это своего рода интерпретация родителей и ребенка, которые словно выглядывают из украшенного ажурной резьбой окна. Стебли цветов нежно переплетены с ажурными листьями.
За годы творческой деятельности, Николай Александрович работал в различных видах и жанрах изобразительного искусства. Кроме резьбы по дереву в круг его художественных интересов входит и создание макетов транспорта прошлых столетий из бересты: это почти сказочная царская карета, крайне реалистичный раритетный кабриолет и старинный паровоз. Это не совсем точные копии, а авторски переработанные модели с мельчайшей проработкой деталей. Интересно то, что многие части машин действующие: колеса — крутятся, двери – открываются. Выполнено большое количество мелких функциональных деталей: фонари, подставки, органы управления и другое. Декор изделий так же основан на реалистичные образцы, четко проработан, разнообразен. Эти произведения мастера всегда вызывали огромное восхищение и интерес на выставках.
В творческой копилке Николая Александровича так же имеется ряд авторских кукол. Все они представлены в разных образах и коренным образом отличаются от однотипных фабричных изделий. На сегодняшний день их восемь и все они по-своему интересны и уникальны. Образ каждой куклы продуман до мелочей, наполнен индивидуальными характеристиками и сюжетностью. Разнообразны и техники, применяемые при создании изделий: голова, руки и ноги созданы в технике «папье-маше», основание скелета из проволоки, форма тела из поролона. Все герои — мужчины, представители разных национальностей и профессий представлены в соответствующем окружение. Так, например, «Художник» стоит на подставке, декорированной под зеленую полянку, перед ним стоит мольберт на трех ножках, поддерживающий живописную работу, в одной руке художника большая палитра с красками, а в другой кисть. Другая кукла – «Казачек» сидит на практически настоящем, только очень маленьком табурете, «Священнослужитель» стоит перед подсвечником на высокой ножке куда молящиеся ставят свечи, в руках держит кадило и икону. Все аксессуары и одежда выполнены вручную. Каждый раз, индивидуально для каждого персонажа, выкраивалась одежда и декорировалась пуговицами, мехом, ремешками, на ногах ботинки из натуральной кожи с настоящими шнурками, у «Мушкетера» высокие ботфорты украшенные сверкающими пряжками с каменьями.
Изучая творчество Николая Александровича, замечательного мастера который все свои работы выполняет по состоянию души, можно сказать, что талантливый человек талантлив во всем. Его изделия выполнены на высоком уровне, оригинальны, помогают увидеть окружающий мир в неком ином, творческом виде.

Обучающиеся ДХШ: Белоусова Татьяна,
Гулькова Анастасия,
Мищук Алена
(под руководством Михашенко Л.М.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика