Каждый человек ищет свой жизненный путь в бурных потоках времени, выбирая друзей, профессию… Говорят, есть лишь несколько святых профессий, статус которых остаётся неизменным при всех переменах в обществе и общественном сознании, среди них – учитель.
Перечислим несколько доминирующих составляющих учителя.
Начнем с ЖЕЛАНИЯ работать. По мнению Симона Соловейчика, наши желания являются составляющими счастья. Учителю просто необходимо получать духовное удовлетворение от общения с детьми, находить в нём радость.
Надо обладать способностью НЕ ТЕРЯТЬСЯ в «экстремальных» ситуациях. А ведь с детьми каждый день, как у «подножия вулкана». Вспомните своих собственных!
Не стоит забывать и об умении РЕШАТЬ общественные задачи. Учитель – человек, который у всех на виду, с активной гражданской позицией.
«…Ни один ветер не будет попутным кораблю, если капитан не знает, куда плыть!» – гласит одна из заповедей успешной деятельности. Капитан – это педагог, который чётко СТАВИТ перед собой ЦЕЛЬ и ЗНАЕТ, КАК её ДОСТИЧЬ.
Ему необходимо ПОМОЧЬ каждому РЕБЁНКУ раскрыться, идти вместе с учителем по пути, на котором не только новые знания, но и на котором он, ученик, будет «открывать» самого себя, поймёт и осознает свою роль и место в окружающем мире, научится ставить и достигать личные цели.
Мария Монтессори говорила: «Чем раньше мы начнём воспитывать в детях стремление самим добиваться поставленных задач, тем скорее создадим сильных, и, следовательно, самостоятельных и свободных людей». А может ли воспитать свободного человека тот, кто сам не является таковым?
Конечно же, нет!
Существует мнение о том, что на самом деле очень мало свободных людей, а ещё меньше, мечтающих о свободе. Ведь довольно трудно жить так, чтобы ты ВСЁ делал ПО СВОЕЙ ВОЛЕ, невзирая на возникающие время от времени трудности, проблемы, свойственную человеку лень, в чём-то вынужденное подчинение людям, окружающим тебя по жизни. Очевидно: ПЕДАГОГ и СВОБОДА неразделимы.
Не забудем упомянуть ОБОЯНИЕ – сплав духовности, привлекательности и вкуса. «Богат душой», – говорили раньше. Кажется, это относится именно к учителю, он просто не может быть иным.
Ребята понимают и ощущают намного больше, чем кажется порой нам, взрослым, и потому ЧЕСТНОСТЬ, ИСКРЕННОСТЬ в общении обязательны.
В свете происходящих перемен в образовании, хочется выделить СОВРЕМЕННОСТЬ – осознание учителем собственной принадлежности к одной эпохе с учениками.
Наверняка, каждому из нас приходилось замечать, что порой случайно услышанная фраза просто оставляет отпечаток на сердце. Так, находясь на курсах повышения квалификации, один из преподавателей в непринуждённой беседе о значимости той или иной профессии сказал: «Учитель – это даже не профессия – это МИССИЯ, то есть предназначение к важному, ответственному, значительному».
Кто из Вас, уважаемые читатели, может возразить, оспорить выше сказанное? Мне верится в то, что я всё-таки не оставила ни малейшего следа сомнений, если таковые были, в отношении учительства. И мне хочется, в преддверии профессионального праздника – ДНЯ УЧИТЕЛЯ, сказать слова благодарности педагогам:
«ГОРДИСЬ ПРОФЕССИЕЙ СВОЕЙ!
О, СКОЛЬКО СМЫСЛА В ЭТОМ СЛОГЕ.
ГОРДИСЬ ЗА ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ!
ЖЕЛАНИЙ — СЧАСТЬЯ – МНОГО, МНОГО…»
Большакова С.И.,
культорганизатор
МКУ «Дом культуры» с. Азей