Люблю приезжать в наши маленькие сельские школы. В них есть то, что незаметно уходит из крупных сельских школ и давно, безвозвратно утеряно в городских – это атмосфера общего дома. Здесь совсем другой мир, где время замедляет свой ход, и все совершается неторопливо и степенно. В таких школах обычно нет проблем с учебной дисциплиной, а знания « на хорошо и отлично». Думаю, излишне говорить о том, что школа на селе — это не просто образовательное учреждение, а мощный фактор развития самой деревенской жизни. Недаром в народе говорят: «Село без школы все равно, что церковь без креста».
В деревне Южный Кадуй, ведет свою образовательную и воспитательную работу Кадуйская начальная общеобразовательная школа (филиал МОУ «Будаговская СОШ). В ней учатся пятнадцать ребятишек, с первого по четвертый класс и работают два учителя: стажист Светлана Петровна Алексенкова и молодой педагог, пришедший в школу сразу после окончания Киренского педагогического колледжа, Андрей Петрович Линкс.
— Пожалуй, выражу общее мнение кадуйцев, начала наш разговор Светлана Петровна, это благодарность администрации и Комитету образования района, за то, что сохранили нашу школу. Деревня наша небольшая и школа для детей, практически, в шаговой доступности. Дети не зависят от школьного автобуса, не устают от дороги, что дает возможность организовывать разные мероприятия в любое время, а родителям не беспокоиться за своих ребятишек.
К этому учебному году в школе произошли большие изменения. С крыши здания убрали старый, протекающий шифер и поменяли его на легкий, прочный металл. Заменили нижний сгнивший брус, установили новые двери. Огородили территорию школы новым забором. В нутрии здания установили бойлер, и теперь здесь в самые лютые морозы будет тепло, как летом. Важным моментом стало и то, что в школе сделан теплый туалет. Завезли новые школьные столы, а на окнах теперь красуются новые шторы. То есть постарались сделать все, чтобы здесь было комфортно и уютно. Нужно отметить, что большую помощь в ремонте оказали и фермеры: Лысенко Сергей Константинович и Тюков Юрий Юрьевич. К следующему учебному году планируется заменить деревянные оконные рамы на современные пластиковые окна, сделать отопление в спортзале.
Что же касается учебного процесса в школе, то здесь мнение обоих педагогов было однозначным. — Условия учебно — воспитательной работы в нашей школе нестандартны и порой неповторимы в школе с большим количеством учеников, что дает нам ряд преимуществ: глубокое знание индивидуальных особенностей и условий жизни каждого ученика, что позволяет найти свой подход к каждому из них. Нам легче поддерживать дисциплину, есть все условия для доверительных отношений между учителем и учеником. Ученику легче раскрепоститься, стать центром внимания учителя. Он весь на виду: зевнул, начал поглядывать в окно, взгляд стал рассеянным. Этот сигнал мгновенно подхватывается. Контролируется постоянно каждое действие ученика, в течение урока он спрашивает несколько раз. Возрастает и ответственность при подготовке домашних заданий. В большой школе можно не выучить стихи или правило — с надеждой: «Может, не спросят. Авось пронесёт». В нашей школе такого не наблюдается. В больших школах учителя ориентируются на среднего ученика, а в нашей — на каждого. Все ученики постоянно находятся в поле зрения учителя, не имеют возможности отвлечься, ослабить внимание. Они пребывают весь урок в состоянии готовности к ответу, так как ожидают вызова учителя в любую минуту. Отношения между детьми в классе малой наполняемости также отличаются. В небольшом коллективе каждый на виду не только у учителя, но и у товарищей. Поэтому особенно заметна требовательность учащихся друг к другу. Здесь не ускользнут от внимания одноклассников ни промахи, ни неудачи, ни успехи. В маленьких классах дети очень быстро реагируют на происходящее на уроке. Они откровеннее друг с другом, доверчивее, так как постоянно общаются не только на уроке, но вместе проводят свободное время, всем классом участвуют в общественных делах. Поскольку учеников у нас мало, то учителя хорошо знают каждого из них, следовательно, могут применять к ним индивидуальные методы обучения.
У нас нет школьной столовой, в том понимании, какой она является в большом учебном заведении. Но детей мы тоже кормим неплохо. У нас специально отведенное помещение для приема пищи. Всегда горячий чай, вкусное печенье, конфеты, в большом ассортименте соки и фрукты. Установлен кулер с питьевой водой.
— Гордость школы, продолжают разговор учителя, – это его музей. На протяжении нескольких лет он пополняется экспонатами, рассказывающими о быте наших предков. В его стенах проходят мероприятия воспитательного характера, посвященные Дню Победы, Дню Защитника Отечества, встречи с интересными людьми.
В виду того, что наши ученики младшеклассники, у нас нет пришкольного участка, на котором мы бы выращивали овощи для своих нужд. Но к труду они приучаются с первого класса. В течение учебного года ухаживают за цветами, которыми украшены кабинеты. А весной и летом мы все вместе готовим клумбы на территории школы и высаживаем на них цветы. Вместе проводим субботники, приводя в порядок территорию своего учебного заведения.
И очень хочется верить, что ещё много лет подряд, наша любимая школа будет встречать детишек, которые придут сюда постигать премудрости наук и становиться достойными гражданами России. А будет жить школа – будет жить и деревня!
Пресс – центр администрации района