Формирование коммуникативных навыков у детей

«Умение ребенка позитивно общаться
позволяет ему комфортно
жить в обществе людей…»
Выготский Л.С.
Вопрос об успешном развитии подрастающего поколения и его адаптации к постоянно изменяющимся условиям жизни в науке диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к школьному образованию, где особое значение приобретает формирование у учащихся навыков положительного взаимодействия с окружающими, как залога их благополучного развития. В связи с этим понятно возросшее внимание к проблеме оптимизации межличностных отношений и достижения взаимопонимания в процессе общения в дошкольном возрасте.
Коммуникативная деятельность является в дошкольном возрасте ведущей, отсутствие коммуникативных навыков существенно затрудняет внутреннее раскрытие ребенка и реализацию его в учебе, среде сверстников и социуме в целом, приводит к неконструктивному общению ребенка и появлению отклонений в его социализации.
Формирование коммуникативных навыков у детей актуально, так как степень сформированности данных умений влияет на процесс их самореализации, жизненного самоопределения и на социализацию в целом.
Исследование основных трудностей общения у детей выявило, что наиболее часто нарушения в межличностных отношениях вызваны отсутствием у них коммуникативных навыков. Данная работа проводится в дошкольном возрасте через разные виды деятельности: игровую, трудовую, конструктивную, учебную и т.д.
Моя деятельность предполагает ежедневное включение игр на формирование коммуникативных навыков в педагогический процесс в виде различных

форм, таких как: игры-разминки, упражнения, игры-импровизации, пальчиковая гимнастика, инсценировки, игры-хороводы, в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить.
Вашему вниманию предлагаю игры на развитие коммуникативных навыков.
Сосны, елочки, пенечки
Цель игры: развивать внимательность, умение управлять своим поведением.
Возраст: от 4 лет.
Ход игры: дети встают в круг, взявшись за руки. Педагог находится в центре круга. Звучит негромкая музыка, дети движутся по кругу. По команде педагога «Сосны», «Елочки» или «Пенечки» дети должны остановиться и изобразить названный предмет: «Сосны» – подняв руки высоко вверх, «Елочки» – раскинув руки в стороны, «Пенечки» – присев на корточки. Ошибившиеся игроки выбывают из игры или получают штрафное очко. Затем игра продолжается.
Дрозды
Цель: развивать навыки общения, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия:
Я дрозд. (Показывают на себя).
И ты дрозд. (Показывают на своего партнёра).
У меня нос. (Дотрагиваются до своего носа).
У тебя нос. (Дотрагиваются до носа своего партнёра).
У меня губки сладкие. (Дотрагиваются до своих губ).
У тебя губки сладкие. (Дотрагиваются до губ своего партнёра).
У меня щёчки гладкие. (Гладят свои щёки).
У тебя щёчки гладкие. (Гладят щёки своего партнёра).
Пирамида любви
Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности.
Возраст: 5-7 лет.
Ход: дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы. (Рассказы детей.) А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть своё любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами».
Комплимент
Дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его. (Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье…»). Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Вместо похвалы можно просто сказать «вкусное», «сладкое», «молочное» слово.
Опиши друга
Двое детей становятся спиной к друг другу и по очереди описывают прическу, одежду другого, а затем, выясняется, кто оказался точнее.
Нужно отметить, что основная задача игр в общении — формирование эмоционального контакта, доверия детей к окружающим.

Войлошникова Е.В.
воспитатель МБДОУ
«Детский сад комбинированного
вида «Родничок»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика