В жизни не бывает идеальных людей.
В каждом из нас есть светлая сторона — добро
и темная сторона – зло.
«Чтобы поверить в добро,
надо начать его делать» —
слова Льва Николаевича Толстого
Дети – наше самое большое богатство. Они и радость наша. Но они и наши заботы. Именно они – оправдание нашей жизни, надежда нашей старости. Они – наследники всего того, что мы в них создадим.
Именно состояние детства определят в будущем две основные задачи: восстановление генофонда и сохранение генотипа в государстве в целом и в каждом отдельном мегаполисе. Вот почему так пристально внимание государства к детству и к семье, как к главному социальному институту, являющемуся носителем свода законов, правил, норм поведения, жизни, общения, — словом, создателю «семейного кодекса»
Именно семья несет в себе своеобразный родовой код и генетическую память, выстраивает систему семейно-брачных отношений, начиная с истоков – семейно-родительских отношений, наполняя их светом дружбы, веры, мира, высочайшей культуры. И если эта гармония детско-родительских отношений нарушится, то симптомы насилия, попутно влияющие на развитие ребенка, обретают свою угрожающую физическому и, что очень опасно, нравственному здоровью детей силу.
К сожалению, не уменьшается количество неблагополучных семей с аморальным микроклиматом и негативным воздействием на развитие детей, со слабой нравственно-трудовой атмосферой, что подрывает авторитет семьи, школы, развивает у несовершеннолетних бесчувственность, культивирует моральное уродство, насаждает чуждые нам модели поведения. Вследствие чего становится нормой насилие, жестокость, незащищенность детства.
Помимо непосредственного вреда физическому и душевному здоровью ребенка, насилие со стороны близких более всего влияет на то, как этот ребенок в будущем будет выстраивать отношения с людьми, прежде всего со своими детьми.
Ученые доказали, что насилием часто оказывается не только грубое и очевидно травмирующее применение силы, но и многие «традиционные» формы наказания, такое с виду простое наказание как (стояние в углу) требует от ребенка огромных затрат, сил и причиняют ему очень неприятные ощущения и боли.
П.Ф. Лесгафт писал «Ставить ребенка на колени и требовать, чтобы он держался прямо – это большая пытка». Ребенок, не может стоять и минуты, на недоразвитых не окрепших костях и суставах не опираясь. Если говорить о шлепках; такими телесными наказаниями производят сильное раздражение ягодичных областей, к которым происходит прилив крови. Рядом расположен детородный орган, который от прилива крови возбуждается.
В семьях, где поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождается нанесением физической, психологической и моральной травмой, включает в себя различные варианты: от физического насилия, угрожающего жизни ребенка, до неправильного воспитания. Такие семьи относятся к категории неблагополучных. Пьющие родители, матери-одиночки, лица с низким образованием и воспитательным цензом. К категории неблагополучных относятся и семьи вполне материально обеспеченные, если родители не уделяют ребенку внимания, предпочитая откупаться от него подарками, обилием игрушек, разнообразной пищей, одеждой. Им некогда. Не будучи подготовленными в области воспитания, папы и мамы используют простой и эффективный путь: физическое насилие. Последнее чаще всего применяется матерями, нежели отцами. Мать обычно вымещает на детях накопившееся утомление и раздражение.
Спустя годы поменялись отношения между детьми и родителями. Родители стали относиться к своим детям совсем иначе. У психологов есть понятие тактильного голода. Бывает он у детей, которых вполне достаточно кормят, но мало ласкают. Это одна из основных бед детей, воспитывающихся в детских домах. Некому их обнять, поцеловать, прижать, потормошить, подбросить (пока это возможно) или потрясти тяжёлой отцовской рукой. Этого не запишешь ни в какие должностные инструкции. На это способны только родители в минуты, когда их переполняет любовь, и они не в силах сдержать свой порыв. Но в наш стремительный век мы становимся всё закаленнее и выдержаннее. Многие родители переносят в дом привычку быть подчеркнуто сдержанными, научились подавлять желание прижаться к родной головке. Во многих семьях, боязнь избаловать детей вытесняет родительскую ласку, а призывы относиться к детям, как к равным, воспринимаются слишком буквально.
Насилие в семье, уклонение родителей от исполнения обязанностей по воспитанию своих детей является одной из наиболее значимых причин детской безнадзорности и беспризорности, совершения несовершеннолетними преступлений и правонарушений.
Мы должны понимать, что проблемы жестокого отношения к детям не решить на совещаниях и конференциях – нужны меры системной работы по предупреждению безнравственности родительства, профилактика асоциального поведения детей и молодежи.
Можно дать несколько рекомендаций, которые нужно помнить каждому родителю:
• Не пытайтесь сделать из ребенка самого–самого.
• Не сравнивайте вслух ребенка с другими детьми.
• Перестаньте употреблять угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы.
• Говорите с детьми наедине.
• Не предъявляйте к ребенку чрезмерных требований.
• Умейте принять и любить своего ребенка таким, каков он есть.
• Дорогие родители, найдите другие способы показать ребенку своё недовольство. Больше играйте с ребенком, общайтесь и тогда он вырастит здоровым и крепким.
Давайте подарим детям такие ощущения, чтобы остаться с ними на всю жизнь! Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с кем мы общаемся особенно к нашим детям, это и будет проявление доброты.
Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и миром.
Педагог-психолог ОГКУСО
«Центр помощи детям оставшимся
без попечения родителей г. Тулуна»
педагог – психолог И.В. Силивеева