Закончился 2013 год, самое время подведения итогов работы за это период. Сегодня мы беседуем с Руководитель Контрольно-счетной палаты Муниципального образования «Тулунский район» Верой Николаевной Птуха.
— Вера Николаевна, каковы итоги работы возглавляемой Вами КСП за прошедший год? Много ли было выявлено нарушений и все ли они устранены?
Контрольно-счетная палата муниципального образования «Тулунский район» в отчетном периоде осуществляла свою деятельность в соответствии с Уставом муниципального образования «Тулунский район», Положением «О контрольно-счетной палате муниципального образования «Тулунский район», Планом работы на 2013 год и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Иркутской области и муниципального образования «Тулунский район» на принципах законности, объективности и гласности.
Решением Думы Тулунского муниципального района от 29 января 2013 г. № 371 «О внесении изменений в Устав муниципального образования «Тулунский район» в статью 39 Устава внесены изменения, в частности, Контрольно-счетная палата наделена правами юридического лица. В соответствии с Уставом муниципального образования «Тулунский район» решением Думы Тулунского муниципального района от 18 июня 2013г. № 412 создана Контрольно-счетная палата с правами юридического лица и утверждено Положение о Контрольно-счетной палате муниципального образования «Тулунский район», решение думы вступило в силу с 24 сентября 2013г. Решением Думы Тулунского муниципального района от 30 апреля 2013г. № 400 утверждена структура и численность Контрольно-счетной палаты в количестве 4 единицы. Фактическая численность по состоянию на 1 января 2014г. составляет 3 человека. Решением Думы Тулунского муниципального района от 24 сентября 2013г. № 27 назначена на должность председателя Контрольно-счётной палаты. Птуха В.Н.
В связи с созданием Контрольно-счётной палаты с правами юридического лица в отчетном году проведены организационные мероприятия по оформлению документов на государственную регистрацию юридического лица и постановку на учет в налоговом органе, в Пенсионном фонде РФ, Территориальном органе Федеральной службе статистики по Иркутской области, Фонде социального страхования РФ.
Контрольно-счетная палата муниципального образования «Тулунский район» внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 4 октября 2013г., после чего были разработаны и утверждены внутренние документы для осуществления деятельности Контрольно-счетной палаты: Должностные инструкции, Положение об архиве Контрольно-счетной палаты, Положение о постоянно действующей экспертной комиссии, номенклатура дел и ряд других документов.
Деятельность Контрольно-счетной палаты осуществлялась в соответствии с полугодовыми планами работы, утвержденными председателем Контрольно-счётной палаты. При планировании работы на отчётный период учтены предложения мэра, Председателя Думы и Контрольно-счетной палаты Иркутской области о проведении контрольных мероприятий. Утвержденный план на 2013 год Контрольно-счетной палатой выполнен в полном объеме. Действия работников Контрольно-счетной палаты были направлены на выявление законности использования средств из бюджета района, областного бюджета и бюджетов сельских поселений, правильности использования бюджетными учреждениями переданного им в управление муниципального имущества, а также подготовки предложений по устранению выявленных нарушений, контроля за выполнением данных предложений.
Проведение контрольных мероприятий в отчетном периоде было подчинено задачам обеспечения предварительного, текущего и последующего контроля, включающего в себя экспертизу проектов решений о бюджете, отчетах об его исполнении и других нормативных правовых актов, проверку законного и результативного (эффективного и экономного) использования бюджетных средств, использования объектов муниципальной собственности, соблюдение бюджетного законодательства при формировании, утверждении и исполнении бюджета.
В рамках осуществления предварительного и последующего контроля Контрольно счетной палатой в 2013 году проведено 19 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе 17 проверок, 2 экспертно — аналитических мероприятий, по результатам которых подготовлено 31 документ, в том числе:
— 17 актов;
— 2 аудиторских заключения;
— 11 отчётов о результатах контрольного мероприятия;
— 12 представлений в адрес проверяемых объектов об устранении нарушений, выявленных в результате проверок.
В соответствии с п. 8 ст. 14 Положения о Контрольно-счетной палате муниципального образования «Тулунский район» материалы контрольных мероприятий направлены в Думу и мэру Тулунского муниципального района, руководителям проверяемых учреждений, отчеты о проведенных мероприятиях и нормативно-правовые акты Контрольно-счетной палаты размещены на официальном сайте администрации Тулунского муниципального района.
За отчётный период объём проверенных средств в ходе контрольной работы специалистами КСП составил 117,2 млн. руб., выявлено нарушений законодательства на сумму 14588,3 тыс.руб., в том числе:
— объем средств, использованных не по целевому назначению –206,5 тыс. руб.;
— объем неэффективно использованных средств – 1737,6 тыс. руб.;
— потери муниципалитета при исполнении местного бюджета –94,3 тыс. руб.;
— объем средств, использованных с нарушением бюджетного законодательства –12550,2 тыс. руб.;
Следует отметить, что в отчетном периоде сократился объем нарушений бюджетного законодательства по сравнению с 2012г. на 2217 тыс.руб., что в целом нужно расценивать как укрепление финансовой дисциплины в Тулунском муниципальном районе. Анализ показал, что в отчетном году, по сравнению с 2012г. , уменьшились потери муниципалитета при исполнении местного бюджета и прочие нарушения законодательства, в то же время, возрос объем средств, использованных с нарушением законодательства на 833 тыс.руб., и объем неэффективно использованных средств на 411 тыс.руб. а также увеличился объем средств, используемых не по целевому назначению на сумму 164 тыс. руб.
Наибольшая доля выявленных нарушений вызвана неисполнением Бюджетного кодекса РФ, федерального и областного законодательства.
Рекомендовано Контрольно-счетной палатой к взысканию или возврату 37,8 тыс. руб. Согласно представленных учреждениями информаций восстановлено в бюджет 35,9 тыс. руб. Следует отметить, что большинство предложений и рекомендаций палаты приняты субъектами проверок, о чем говорят представленные информации о выполнении предложений Контрольно-счетной палаты. Однако, в отчетном году руководителями учреждений административных мер в отношении лиц, допустивших нарушения бюджетного и иного законодательства не принято.
В рамках предварительного контроля Контрольно-счетной палатой проведена экспертиза проекта бюджета Тулунского муниципального района на 2014г. При проведении экспертизы дана оценка состояния документов и материалов, представляемых одновременно с проектом бюджета, проанализированы прогнозные макроэкономические показатели, принятые за основу при планировании доходов бюджета района.
Одним из основных мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой в отчетном году, в соответствии с требованием бюджетного законодательства, явилась внешняя проверка годового отчета об исполнении районного бюджета за 2012 год в Финансовом управлении администрации Тулунского муниципального района и у главных администраторов бюджетных средств – в Администрации Тулунского муниципального района; Управлении по культуре, молодежной политике и спорту администрации Тулунского муниципального района; Управлении образования администрации Тулунского муниципального района. Целью данной проверки было установление правильности составления бюджетной отчетности главных администраторов доходов бюджета и отчета об исполнении бюджета района, соответствие их требованиям Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджета от 29.12.2011г. № 191-н по составу, содержанию, а также оценка достоверности бюджетной отчетности. В ходе проверки проанализировано соответствие показателей годового отчета об исполнении бюджета района за 2012г. данным бюджетного учета. По результатам внешней проверки подготовлено аудиторское заключение по внешней проверке годового отчета об исполнении районного бюджета за 2012 год, в котором дана рекомендация утвердить отчет об исполнении бюджета района за 2012 год на заседании районной Думы.
Контрольно-счётной палатой проведена проверка по вопросу организации финансирования, целевого и эффективного использования средств районного бюджета и бюджета субъекта РФ в объеме 6428 тыс.руб., выделенных Муниципальному общеобразовательному учреждению «Булюшкинская средняя общеобразовательная школа» за 2012 и первый квартал 2013г. , выявлено нарушений бюджетного законодательства 454 тыс.руб., в том числе:
— 15,8 тыс.руб. потери при исполнении бюджета, допущенные в результате счетной ошибки при начислении заработной платы работникам школы, которые рекомендованы к взысканию и возвращены в бюджет;
— 438,1 тыс.руб. потери при исполнении бюджета в результате переплаты заработной платы, начисленной с нарушением законодательства, которые не подлежат взысканию.
В рамках Соглашения о сотрудничестве между Контрольно-счетной палатой Иркутской области и Контрольно-счетной палатой муниципального образования «Тулунский район» от 28 мая 2010г. по обращениям Контрольно-счетной палаты Иркутской области проведены проверки:
— Муниципального учреждения культуры «Межпоселенческий дворец культуры «Прометей» по вопросу законного и результативного (эффективного и экономного) использования средств областного бюджета, выделенных на финансирование в 2011-2012 годах Долгосрочной целевой программы Иркутской области «100 модельных домов культуры Приангарью» на 2011-2014 годы» ;
— проверка организации финансирования, целевого и эффективного использования средств районного бюджета и межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного и районного бюджетов за 2012 год и отчетный период 2013 года, а также проверка использования муниципальной собственности, переданной в оперативное управление в муниципальных общеобразовательных учреждениях:
1) «Шерагульская средняя общеобразовательная школа»
2) «Мугунская средняя общеобразовательная школа»
3) «Котикская средняя общеобразовательная школа»;
— проверка законного и результативного (эффективного и экономного) использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию мероприятий перечня проектов народных инициатив по подготовке к празднованию 75-летия Иркутской области за 2012 год и истекший период 2013 года» в Муниципальном образовании «Будаговское сельское поселение».
В рамках соглашения о сотрудничестве с Контрольно-счетной палатой Иркутской области проверкой охвачено средств в сумме 34,3 млн.руб., выявлено нарушений законодательства на сумму 7 млн.руб., из них 6,4 млн. руб. с нарушением бюджетного законодательства использовано субвенции на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство и субвенции на осуществление органами местного самоуправления отдельных областных государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки многодетным и малоимущим семьям.
Проверкой использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию мероприятий перечня проектов народных инициатив в Муниципальном образовании «Будаговское сельское поселение» выявлено нарушений законодательства при использовании этих средств на сумму 519,6 тыс.руб.
Средства областного бюджета, использованные с нарушением законодательства в областной бюджет не возвращались.
Кроме вышеназванных контрольных мероприятий в отчетном году проведены проверки средств местного бюджета, выделенных на финансирование долгосрочных целевых программ :
— «Модернизация МУК «Межпоселенческий дворец культуры «Прометей» за 2011-2013годы» в 2011-2012 годах;
— «Будущее земли Тулунской на 2012-2015 годы» в Управлении образования Тулунского муниципального района и образовательных учреждениях, участвующих в программе в 2012-2013 годах;
— «Организация библиотечного обслуживания населения Гадалейского сельского поселения» в Гадалейском сельском поселении за 2012г.
Проверкой установлено, что все средства в сумме 4470,3 тыс. руб.на финансирование программ использованы с нарушением законодательства. Так, программы «Модернизация МУК «Межпоселенческий дворец культуры «Прометей» и «Организация библиотечного обслуживания населения Гадалейского сельского поселения» приняты и исполнены с нарушением Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ. По программе «Будущее земли Тулунской на 2012-2015 годы» Управлением образования Тулунского муниципального района и образовательных учреждениях, участвующих в программе в 2012-2013 годах допущены потери при исполнении бюджета на сумму 59,5 тыс.руб., использованы средства в сумме 1722 тыс.руб с нарушением законодательства.
Как и в предыдущие годы, в отчетном году были проведены проверки соблюдения требований бюджетного законодательства при формировании, утверждении и исполнении бюджета Алгатуйского сельского поселения за 2012 год и отчетный период 2013г. и Азейского сельского поселения за 2012 год и отчетный период 2013г. В результате проверки выявлено нарушений законодательства в Алгатуйском сельском поселении на сумму 273 тыс.руб., в Азейском – 2120,5 тыс.руб. Так. В Азейском сельском поселении допущена просроченная задолженность, нереальная ко взысканию в сумме 910 тыс.руб. (ООО Челябинский завод коммунального машиностроения), приобретено товаров и услуг на сумму 400,7 тыс.руб. с нарушением ФЗ от 21.07.2005г. № 94-фз «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», 92,3 тыс.руб. начислено и выплачено за 2012г. выплат стимулирующего характера с нарушением Положения об оплате труда работников Дома культуры, 150,7 тыс.руб. произведены расходы по программе «Подготовка к зиме жилищного коммунального комплекса Азейского сельского поселения» и ряд других нарушений.
По всем проведенным контрольным мероприятиям Контрольно-счетной палатой подготовлено 11 отчётов, всем руководителям проверенных учреждений Контрольно-счетной палатой направлены 12 представлений по устранению выявленных нарушений, взысканию незаконно выплаченной заработной платы и других выплат.
Руководитель Контрольно-счётной палаты участвует в совещаниях у мэра Тулунского муниципального района, в заседаниях Думы, в течение года принимала участие в работе планово-бюджетной комиссии, комиссии по социальным вопросам, на которых рассматривались материалы проверок бюджетных учреждений, проекты решений об утверждении и исполнении бюджета и другие вопросы. Следует отметить, что немаловажное значение имеет рассмотрение итогов контрольных мероприятий на заседаниях депутатских комиссий, на которых присутствовали представители проверяемых учреждений, в результате более оперативно устранялись выявленные нарушения.
Пресс-центр администрации района
С.Гладун