Если ребенок не говорит

Ребенок не разговаривает, хотя его ровесники давно уже говорят предложениями. Как поступить в такой ситуации – ждать или обратиться к специалистам? Переживания родителей нельзя назвать беспочвенными, потому что учиться говорить малыш должен в определенный период особой восприимчивости к освоению слов и словосочетаний. Этот период приходится на первые три года жизни ребенка, когда он постоянно стремится узнать что-то новое и поделиться своими впечатлениями с близкими. Если за это время малыш не научится говорить, то в дальнейшем ему будет намного труднее.

Почему ребенок не говорит?

• Перенесенное внутриутробное кислородное голодание (гипоксия), полученная родовая травма, инфицирование или интоксикация лекарственными препаратами.

• Поражение слуха. Если малыш плохо слышит и, соответственно, плохо понимает речь окружающих, то он в большинстве случаев страдает каким-либо нарушением в произношении звуков и слов, очень тяжело овладевает собственной речью.

• Недоношенность или ослабление организма после тяжелых заболеваний, вследствие чего возможна задержка в созревании нервной системы ребенка, а значит и речи.

• Наследственность. Если мать или отец (или оба родителя) заговорили поздно, то есть большая вероятность, что также будет и у ребенка. Но если малыш в три года не может говорить простых предложений, то этот вариант не стоит рассматривать.

• Задержка развития речи может быть следствием общего расстройства развития.

Несмотря на то, что диагноз «задержка речевого развития» ставят ребенку после
достижения им 3-4 лет, желательно проконсультироваться со специалистом, когда крохе исполнится год и повторить осмотр в два и три года. Чем раньше будет найдена проблема, тем легче с ней справиться. Но что делать родителям, у которых малыш здоров и нормально развивается интеллектуально? Прежде всего – не паниковать, ведь как показывает практика, у большинства детей к 2-3-3,5 годам (у всех индивидуально) происходит сильный скачок в развитии и ребенок начинает говорить.

Когда нужно бить тревогу?

• Малыш поздно начал гулить и к трехмесячному возрасту не появилось певучее гуление, необходимо срочно пройти обследование слуха, поскольку понимание и наличие слышимой речи определяет все дальнейшее речевое развитие;

• В 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мама;

• Ребенку уже 8 месяцев, а нет лепета (повторяющихся слогов ба-ба-ба, па-па-па);

• Малыш в 12-15 месяцев не произносит простые слова, например, «мама», «папа», «дай»;

• В два года ребенок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять за взрослым новые слова;

• В два с половиной года активный словарный запас — менее 20 слов;

• У малыша любого возраста постоянно открыт рот, наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов), есть трудности в жевании, давится даже кусочком яблока. Конечно, просто сидеть и гадать — тоже не лучший выход, поэтому, если у ребенка обнаруживаются те или иные признаки, указывающие на задержку речевого развития, в первую очередь нужно определить конкретную
причину возможного нарушения у крохи. Для этого обратитесь к специалистам:

• ЛОР (необходимо проверить, насколько хорошо ребенок слышит);

• Невролог или психиатр (уточнение неврологического статуса ребенка, сопутствующих нарушений, причин речевого нарушения, назначение лечения, если необходимо);

• Логопед (логопед в ходе обследования определит, насколько речь малыша соответствует его умственному развитию.

• Для того чтобы подтвердить диагноз — логопед может направить ребенка к психоневрологу, который расспросит маму о протекании беременности и родов, особенностях поведения крохи в разных ситуациях). Какие ошибки в воспитании приводят к тому, что ребенок не говорит?

• Родители пытаются угадывать желания крохи по жестам. То есть, у ребенка нет необходимости учиться говорить. Его и так понимают без слов.

• Мама уделяет малышу недостаточно времени, мало с ним говорит, читает, не рассказывает ему сказок во время игр.

• У ребенка плохо развита крупная и мелкая моторика.

• Ребенок испытал стресс – его отдали в садик или отдали на несколько дней к бабушке, и малыш замкнулся. Но стресс может оказать и противоположное влияние. Например, в незнакомом месте у крохи появляется масса новых впечатлений, которыми он хочет поделиться.

• В семье разговаривают на двух языках. Ребенок понимает слова, но не может разделить их по языкам. Или же один и тот же предмет имеет несколько названий — и кроха путается.

Начиная с первых дней его жизни, как можно больше ласково разговаривайте с малышом, проговаривайте все действия: купание, кормление, одевание — сопровождайте эмоциональной беседой. Поощряйте лепет ребенка мимикой радости. Постарайтесь обеспечить своему малышу благоприятное речевое окружение, исключите «сюсюканье» — малыш должен иметь правильный образец для подражания. Говорите с ним медленно, короткими предложениями, спокойно. Приучайте малыша смотреть в лицо собеседника – зрительное восприятие артикуляции способствует быстрому и точному её усвоению. Сопровождайте неторопливой, четкой, доступной речью все бытовые ситуации, свидетелем и участником которых является ребенок, почаще повторяйте названия окружающих вас предметов — это пополняет словарный запас малыша, помогает овладеть речью. На более поздних этапах систематически создавайте ситуации, в которых малыш должен высказать свою просьбу словесно, необходимо организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала необходимость общения. Если ребенок затрудняется при произношении, переставляя или пропуская слоги, следует ему мягко подсказать. Трудные слова можно несколько раз вместе повторить по слогам, но такое повторение не должно быть навязчивым, излишняя требовательность может обидеть ребенка. Пусть вас не раздражает детская «болтовня», ребенок тренирует свои органы речи. Однако не следует забывать и о речевой дисциплине: можно напомнить, что нельзя мешать, когда разговаривают взрослые; играть тихо, когда кто-то спит и т.д. Очень полезны для речевого развития занятия музыкой, занятия по развивающим методикам и развитие мелкой моторики.

Т.В. Толмачева – логопед ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г.Тулуна»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика